Показания к музыкальной прививке – осенняя хандра в режиме работа-диван-комп, противопоказания отсутствуют, возможные побочные эффекты – головная боль наутро.
Андеграунд – вечная тема для рок-н-ролла. Похоже, мы приходим к тому, с чего начинали в советские годы, находясь на полулегальном положении и отбиваясь от контролирующих органов, стремившихся закрутить гайки и перекрыть кислород всем, кто работает в музыкальной отрасли. Каждая эпоха преподносит музыке свои испытания, и сейчас это коронавирус. Организаторы адаптировались к обстоятельствам непреодолимой силы и решили переформатировать фестиваль – впервые за почти 3 десятка лет двухдневный рок-фест прошел не на крупной концертной площадке, а в рок-клубе «Колесо».
«Не нужно сравнивать клуб и площадку для мега-фестивалей. В «Колесе» уютно, это место хорошо всем знакомое и привычное, а «М33» подходит для большого количества гостей. Но когда в огромный комплекс, на выступление серьезных коллективов, приходит сотня-другая человек и разбредается по углам, это большая обида для музыкантов. Люди готовились, добирались за тысячи километров, а видят перед собой полупустой зал. А когда для входа на массовые мероприятия стали требовать куар-код либо ПЦР-тест, стало окончательно ясно, что с посетителями будет обвал», – объясняет такое решение Александр МЕЗЕНЦЕВ, основатель и организатор «Бугов».
Программа фестиваля претерпела значительные изменения не только по форме, но и по содержанию. По причинам, не связанным с пандемией, отпали несколько колоритных иногородних команд. Сорвался приезд одного из хедлайнеров – группы DZIOFF из Владикавказа, которая исполняет байкерские баллады на английском, русском и осетинском.
Организатор «ББ» Александр Мезенцев не стесняется в выражениях: «Фестиваль получился кастрированный. Иностранных гостей, как и в прошлом году, не ожидается. Конечно, хотелось бы видеть иностранцев, особенно из США и Европы – это показатель качества, которого до сих пор не хватает многим нашим носителям оригинальных музыкальных идей».
Когда гости отваливаются один за другим, списывая все проблемы на универсальную оправдашку – ковид, где взять хорошие команды? Их есть у нас! В списке участников – топ архангельских и северодвинских групп, а также гости из Петербурга, Сыктывкара, Саратова, Череповца. Практически каждый год на сцену «Бугов» выходят команды из Коми. Этот регион, похоже, стал основным поставщиком качественных и самобытных групп для нашего фестиваля. На этот раз из Коми прибыл «Оприход» – трип-шансон пополам с фолком, примесью авангарда и театрализации.
Что будет, если скрестить шансон с романсом, приправить депрессией и безысходностью и пропустить сквозь электронную обработку? Будет весело и страшно, будет больно и смешно. Это тот случай, когда музыку нужно не только слышать, но и видеть, ведь ребята – выходцы из театральной тусовки. Для них атмосфера тоски и мрака, которую они умудряются делать живой и притягательной – способ проявить светлые стороны жизни, ведь на контрасте эмоции переживаются искреннее. На сцене под переборы аккордеона разворачивается мрачная фантасмагория, превращая шепоты и крики вокалиста в оживший ночной кошмар. А просыпаться-то и не хочется!
«Все началось с того, что мы, вдохновившись Вертинским, решили провести вечер русского романса, – рассказывает бас-гитарист группы Михаил Мигловец. – Делали антрепризы, небольшие театральные зарисовки с музыкальным подтекстом, сотрудничали с национальным музыкальным драмтеатром. Но что-то пошло не так, поэтому мы вернулись к электронной музыке, делали дарк-электронщину, психодел. Через некоторое время материал настоялся, как хорошее вино, и мы поняли, что надо добавлять больше живых инструментов, экспериментировать. В итоге получилось нечто оригинальное и уникальное – феерия городского шансона, когда мистификация и мрак сливается с легкой городской песней. Как у Достоевского – бесовщина неотделима от будничной городской жизни. Эта тьма всегда с нами, мы в ней, и мы своими песнями хотим сделать ее светлее».
«Мы приятно удивлены, что на наше творчество отозвалось столько людей! Обычно мы в глубоком андеграунде, даже по меркам Коми», – признается лидер группы Владимир Русанов. Музыкант утверждает, что локация группы не повлияла на выбор стиля, и их шансон не имеет никакого отношения к тюремной романтике: «ГУЛАГ тут не при чем – все зоны расположены на севере республики, а Сыктывкар значительно южнее. Наш шансон – это квартирная, кухонная культура, камерная и лиричная».
Чем хороши «Беломоры» – так это жанровым разнообразием, где каждый, от бородатых почитателей олд-скул до любителей девочкового поп-рока, найдет что-то по душе. Открывали фестиваль дебютанты «Бугов», архангельские «Волны советов» – инструментальный сёрф-рок в сочетании с эстетикой советской музыки. За пионерски позитивным началом последовал хардкор от «Русского продукта» и «7 отличий» из Череповца – отличный поп-рок, сплошные хиты, ничем не хуже раскрученных групп, что крутятся в радиоэфирах.
Инструменталки в этот раз оказалось немало, причём разной. Архангельскому Blind Vandal, которое в представлении давно уже не нуждается, составил пару саратовский Corwine – как и «вандалы», инструментальное трио, но нестандартное, с примесью фанка, сумасшедшинкой и поливаловом.
Ну и какие «Беломоры» без выраженно тяжелых команд. В этом помогли гости из Питера, Nailhead Opossums – колоритные бородатые чуваки в ковбойских шляпах, исполняющие техасский стоунер с элементами блюза. Завершили фестиваль их земляки Headly – хороший русский рок питерской школы, отголоски которой под завершение концерта вылились в кавер на «КИНО».
В общем, фест вопреки всему опять удался, да иначе и быть не могло.
Куда катится «Колесо» и фестиваль «Беломор-Буги» в частности? Конечно же, в светлое будущее – уверены организаторы! Есть долгосрочная цель – провести юбилейный, 30-й фест с отборными отечественными и зарубежными командами. А следующий фестиваль будет попыткой осуществить предыдущий. Кирпич в фундамент «Беломор-Буги-2022» закладывается уже сейчас – на примете у организаторов есть 4 команды из Германии, Финляндии, Франции и США, которые очень хочется показать Архангельску.
Анна ГРИГОРЬЕВА