В 25-летнюю историю «Беломоров» вписано более 450 групп, около 150 из которых – из Архангельской области. Организаторы затрудняются выделить самых-самых, каждый фестиваль – это новые открытия и находки. Кого не найдешь среди участников – так это популярных рок-звезд. Основной принцип «Бугов» – не привлекать зрителей раскрученными именами, а давать дорогу командам, не известным широкой публике.
Список участников в этом году более «патриотичный» - всего две иностранные команды из США и Бельгии, хотя изначально планировалось 8. Остальные гости из Бразилии, Норвегии, Швейцарии, Польши в итоге приехать не смогли, в первую очередь – по материальным причинам.
«Концепция фестиваля поменялась на ходу. Такое бывает, когда в одночасье теряешь многолетнего генерального спонсора, – объясняет основатель и организатор «Беломор-Буги» Александр Мезенцев. – Мы всегда обходились без участия властей, но, видимо, теперь придется искать помощи администрации. Во всем мире такие мероприятия проводятся при участии господдержки».
«Беломоры» верны своему традиционному формату – два концертных дня, 20 команд из Архангельской области, Москвы, Петербурга, Мурманска, Великого Новгорода, США и Бельгии, 12 часов живой музыки.
Впервые за долгое время хэдлайнерами фестиваля стали не столько зарубежные и столичные гости, сколько архангельские монстры рока. Возможно, это и к лучшему – получился своего рода грейтест хитс наших топовых команд. Местная сцена оказалась представлена очень солидно, и в этой колоде – одни тузы: BLIND VANDAL, E-SEX-T, ТРУПНЫЙ ЯД, ПОИГРАЕМ И УЙДЕМ, ЧЕРНЫЙ РЫНОК. Есть и те, кто относительно недавно попал в когорту популярных и сбавлять обороты не собирается: ЯКОРЬ, ГРЕБЛЯ, TRAWLER, НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР. Группу СУПЕРНИКТО, которая впервые предстала на «Беломорах» под таким названием, нельзя назвать дебютантом – это опытные музыканты, «обломки» известной северодвинской этно-фолковой группы ЯГОДА ГАЛО. Есть и новички – SNOWBORN, THE READIANCE, которые недавно начинали в клубе «Колесо» сущими детьми, а теперь поднялись на ступеньку выше.
Новодвинская группа ЧЕРНЫЙ РЫНОК выступала еще на первых «ББ», в СКЦ «Соломбала-Арт» в январе 1995 года. С приходом ритм-секции от BLIND VANDAL простенький русский рок зазвучал совершенно по-новому – алмаз без огранки не станет бриллиантом. Еще одни ветераны архангельского рока, северодвинцы ПОИГРАЕМ И УЙДЕМ, на «Беломорах» 2012 года поиграли и ушли – и вернулись лишь спустя 6 лет, к большой радости преданных поклонников.
НЕИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР – инструменталка, отличающаяся смешением музыкальных стилей, от фолка до классики, и разнообразием инструментов – вдобавок к стандартному набору тут еще скрипка, флейта и аккордеон – становится, вопреки названию, очень даже известным. За несколько лет ребята развились от подающей надежды, интересной, но сыроватой группы в профессиональный и уверенный в себе коллектив.
Не нужно слов и другому инструментальному трио из Архангельска, BLIND VANDAL - как всегда безупречно, мощно и профессионально, только музыка, ничего лишнего.
Расслабляющее фолковое начало плавно перетекло к суровым северным будням – панковской ГРЕБЛЕ, которая на сегодня является одной из самых активно гастролирующих архангельских команд, пробирающему до костей дум-металлу от ЯКОРЯ, который, к слову, выступает на «Беломорах» уже третий год подряд, и забойному трэшу от ТРУПНОГО ЯДА.
ТРУПНЫЙ ЯД давно «отравил» наших меломанов и обзавелся многочисленной армией поклонников. В ответ на вопрос, какую песню сыграть, из зала на сцену понесся поток нецензурщины – не в адрес музыкантов, просто названия песен такие. А что делать, такова суровая специфика жизни в военном городке с парадоксальным названием Мирный, «неизменном, как Путин». Приходится вышибать клин клином – чем мрачнее музыка и тексты, тем веселее и задорнее пляшет публика. «Здесь можно веселиться, здесь можно убивать, здесь можно обкуриться, здесь можно пострелять… Заряжай!!!» - их куплеты сами по себе напоминают автоматную очередь. Аудитория на «Беломорах» всегда отличалась разношерстностью, но неожиданно рядом со сценой оказались совсем уж малыши, которых заботливые родители сызмальства решили приучать к рок-тусовке. «Не знал, что в зале будут дети. Простите, дети, заткните уши! Песня «Уебан!» - озвучил дальнейший плейлист лидер «Трупного Яда» Валерий Михайлянц.
Американская группа OGRE из Портленда, города-побратима Архангельска, названа в честь огромного злобного монстра по имени Огр. «Наша музыка, классический хард-рок 70-х, такая же мощная и непобедимая», – говорят «огры». «Музыка для меня – не основной вид деятельности, я работаю учителем английского в школе, – рассказал гитарист OGRE Росс Маркониш. – Мы – обычные люди, а не суперзвезды, и очень круто, что фестиваль дает площадку малоизвестным, но достойным исполнителям, а зрители могут свободно общаться с музыкантами. Это, в отличие от политики, по-настоящему объединяет разные народы и культуры».
Извечное засилье чисто мужских коллективов в этом году разбавили группы с женским вокалом – таких было целых пять. Но это, пожалуй, единственная объединяющая их особенность, по характеру «женская» музыка оказалась совершенно разной - и суровой, и кричащей, и лирической.
Пустили в ход вуду-магию московские альтернативщики VOODOO IDOL. Вокалистка Алина Голдобина, управляясь еще с гитарой и клавишами, под мультяшный видеоряд со скелетами и микки-маусами вогнала публику в музыкальный транс, а белые костюмы музыкантов в стиле «больничная пижама» только усиливали психоделический эффект – и никаких галлюциногенов не надо!
Финальным «ударом» стало выступление E-SEX-T – первой альтернативной группы Архангельска, фанаты которой сотрясали зал, словно стадо разъяренных слонов. Вот, оказывается, как выглядят сексуальные проблемы слонов – именно так расшифровывается название группы. Последними на сцену вышли бельгийцы WOLVES SCREAM, чья музыка и манера исполнения до боли напомнили архангельских предшественников – с той лишь разницей, что пели на английском.
«Фестиваль оставляет впечатление серьезного, масштабного мероприятия очень высокого уровня. Удивил и порадовал профессионализм наших местных групп. Из негативного - печально смотреть на полупустой зал, и это при таком шикарном выборе исполнителей, в том числе зарубежных, и необъяснимо низкой цене входного билета. 500 рублей – это пара чашек кофе или 7 часов отличной живой музыки, и почему-то потенциальные зрители чаще выбирают первый вариант. Наверное, дело в недостатке рекламы. Непонятно, почему городские и областные власти на словах стремятся развивать туризм и при этом игнорируют мероприятие такого уровня. По сути, «Беломор-Буги» - это уже готовый узнаваемый брэнд, который давно стал одним из символов области», - поделился впечатлениями архангелогородец Игорь Григорьев, впервые посетивший фест.
Если сравнить фестивали 90-х – начала 2000-х с современными «Бугами», рок-музыка в таком формате была гораздо более популярна, чем сейчас. В те времена концертам был присущ дух запретного, а потому привлекательного андеграуда, к тому же в Архангельске не было столь насыщенной концертной деятельности звезд всероссийского масштаба, поэтому «Беломоры» не могли не вызывать массовый интерес у молодежи.
По словам Александра Мезенцева, целевая аудитория фестиваля – это вовсе не «старая гвардия», те, кто вообще перестал ходить на концерты и давно прирос к диванам. Наши люди – это, условно говоря, взрослая рок-н-ролльная молодежь от 25 до 45 лет, те, кто интересуется новой музыкой, новыми именами. Увы, происходит отток населения из Архангельска – и музыкантов, и публики, это необратимый процесс, и он только усиливается. Не добавляет рейтинга и воздействие музыкальных теле- и радиоканалов. Происходит глобальное давление на умы, молодежь перенаправляют на другую музыку, которая лучше продается и более востребована.
Осень всегда насыщенна музыкальными мероприятиями, и значительную часть публики у «Беломоров» отбирают другие привозные концерты известных исполнителей. Трудно конкурировать по популярности с монстрами. Так что «Беломор-Буги», несмотря на апгрейд от прокуренных ДК до модного клуба и присутствие иностранных гостей, как был по духу андеграундным, таким, по сути, и остался. «Мы пошли своим путем, который избирают далеко не все. Но всё меняется, невозможно и фестивалю оставаться неизменным, - считает Александр Мезенцев. - Возможно, мы изменим годами проверенной схеме, и в следующем году «Беломор-Буги» попробуют себя в другом формате».