Хлор – токсичное вещество, которое использовалось в качестве оружия массового поражения в Первую мировую войну, случаи такого применения хлора отмечены в настоящее время на Ближнем Востоке. В целлюлозной промышленности хлор и его производные используются для отбеливания целлюлозы. Так, на Котласском ЦБК (г. Коряжма) еще в 2000 году начался процесс перехода на экологически чистую, бесхлорную, технологию отбеливания, и сейчас предприятие использует вместо хлора перекись водорода. По этому же пути идет и Архангельский ЦБК. Сейчас на комбинате имеются запасы жидкого хлора, но в ближайшие 2-3 года это опасное вещество должно полностью исчезнуть из производственного процесса.
Но до тех пор Новодвинск находится в зоне риска, и все горожане должны знать способы защиты от удушающего газа. Хлор, как известно, распространяется сверху вниз, поэтому при выбросе газа нужно подниматься на возвышенности, верхние этажи. Нейтрализуют яд двухпроцентным раствором соды и водяной завесой, прибивая желто-зеленый «ароматный» газ к земле.
Навыкам защиты от отравляющего вещества в Новодвинске учат всех, от мала до велика. Сотрудники областного центра гражданской защиты, отдела надзорной деятельности и отдела ГО и ЧС г. Новодвинска сегодня проверили готовность образовательных учреждений к хлорной аварии. Специалисты провели тренировку в детском саду и средней общеобразовательной школе №6 (ул. Уборевича, 43), расположенных вблизи комбината.
В случае выброса хлора на ЦБК ядовитое облако подойдет к школе примерно через 7 минут. Соответственно, в этот короткий срок должны быть проведены все эвакуационные мероприятия. Главное при крупной хлорной аварии – подняться на высоту как минимум 2-3 этажа и герметично закупорить помещение, исключив приток зараженного воздуха.
Сегодня сценарий вероятной ЧС отработали на двух классах. Школьный вахтер, получив сигнал о происшествии, при помощи «тревожной кнопки» оповестил коллег о ЧП. Ученики обоих классов собрались в одном из кабинетов на третьем этаже. Первым делом приступили к надеванию средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). В каждом школьном кабинете хранится набор марлевых повязок и соды, обращаться с которыми дети и учителя умеют не хуже, чем с учебными принадлежностями. Плотные маски, намоченные в двухпроцентном растворе соды, практически полностью скрывают лицо. Назначенные учителем ребята занимаются герметизацией помещения - заклеивают скотчем и бумагой оконные рамы, дверной проем, вентиляционную решетку (если окна пластиковые, то эта процедура не потребуется). Так как обычный школьный класс не рассчитан на несколько десятков человек, сидеть ребятам приходится даже на подоконниках и в проходах. Время ликвидации аварии (это может занять около 1 часа) школьникам придётся провести в тишине и спокойствии. Веселиться и играть не получится не только из-за тесноты, но и из-за недостатка кислорода – чем активнее двигаешься, тем быстрее в герметично закрытом помещении закончится воздух.
«Цель тренировки – проверка действий детей и персонала школы на всех этапах, от получения сигнала аварии до герметизации помещений. По результатам сегодняшнего мероприятия можно поставить оценку «удовлетворительно». Учитывая скоротечность развития аварии, все действия школьников и преподавателей должны быть доведены до автоматизма. Если проводить подобные теоретические и практические занятия регулярно, то уже на 3-4 раз можно достигнуть отличного результата и сократить время приведения в готовность», - пояснил начальник отдела гражданской защиты Центра гражданской защиты Архангельской области Геннадий Савватеев.
https://arh112.ru/novosti/slujba-112/1936-vsjo-vyshe-vyshe-i-vyshe-sposoby-zashchity-ot-khlora-otrabatyvali-v-novodvinske#sigProIdd0455e41c3