На встречу также были приглашены журналисты из различных СМИ Архангельской области. Виктор Личков, заместитель начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Архангельской области, начал свое выступление с того, что актуальность встречи продиктована событиями в Карелии, когда на оз.Сямозеро во время водного похода утонули 14 детей. Личков довел до собравшихся нормативную базу, которая регламентирует туристический рынок и туризм в Российской Федерации, после чего представителям МЧС было задано много вопросов. Если регистрировать – то где и как? Каковы критерии «опасный» и «безопасный» маршрут? Что делать необходимо, а что носит лишь рекомендательный характер? Александр Седаков, руководитель турагентства «Ветер перемен», когда-то сам работал в поисково-спасательной службе, и хорошо знает, что такое отвечать за безопасность туриста.
- За моей спиной, если что случится, прокурор с одной стороны, и Уголовный Кодекс с другой, - горячится Александр. – Если сейчас будет увеличение давления на официальные маршруты, то мне легче просто закрыть это направление деятельности. На некоторые водные маршруты набирается группа человек 4-6 – и ради этого упираться я не стану. Смысл? А мы – единственные, кто занимается активным туризмом в области. Все остальные продают туры по массовым направлениям – и никто особо внутренним въездным туризмом не занимается. И как мы будем развивать туризм в Архангельской области?
Речь, конечно, не идет о том, как бы «зарегламентировать» и усложнить жизнь туроператоров. «Запрещать и не пущать» - самая провальная практика. В МЧС России понимают, что невозможно приставить к каждой группе профессионального спасателя – так вся служба может работать «на туризм» - и будет мало. Как нет смысла пытаться объять необъятное: одни только Пинежские пещеры в день могут посещать сотни человек – по ГОСТУ это спелеотуризм (опасный), на практике – ни одного происшествия с туристическими группами. Огромный поток по озерным маршрутам Большого Соловецкого острова – и тоже многолетняя репутация безопасности.
- А что вы намерены считать опасным? – задает вопрос Седаков. – Сколько человек утонуло за прошлый год в Архангельской области? Сколько из них утонуло на водных маршрутах? – и сам отвечает – ноль. - А сколько погибло на городских дорогах? Сколько погибло в пещерах? – Ноль.
В то же время все собравшиеся понимают важность проблемы. И она – далеко не в туроператорах. Они сами рискуют, случись что, и именем, и репутацией, и деньгами. Но 70-80% сплавов, по оценке практиков вроде Седакова, ведется неорганизованными группами, которые и не думают куда-либо заявлять о своих походах. Кто их ведет? Какова их подготовка? Каково знание местности? Умеют ли оказать первую помощь? – Все это «партизанщина», и вскрывается она лишь по фактам вроде трагедии на Сямозере.
В общем, круглый стол был проведен не для галочки – все участники много спорили и приводили свои аргументы. В ближайшее время в Главном управлении МЧС России по Архангельской области намерены резюмировать свою позицию с учетом высказанных туроператорами пожеланий и разместить необходимые для туризма документы в открытом доступе на ведомственном сайте, а также на сайте туристско-информационного центра Архангельской области.