Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Гарант музыкальной стабильности: в Архангельске прошел 27-й рок-фестиваль «Беломор-Буги»

И все-таки он состоялся! Проведение «Беломоров» оставалось под вопросом практически до последнего дня, но в схватке с бюрократией музыка все же победила.

Фестиваль, прошедший в минувшие выходные в Архангельске 27-й раз, не изменил своему статусу ежегодного, но вот с международной составляющей в этом году, понятное дело, не сложилось.

Хотя традиционный двухдневный формат удалось сохранить, география команд-участников получилась урезанной: 15 команд, большинство – местные, из иногородних только Москва, Питер, Мурманск и Ухта. В последний момент из-за болезни музыкантов отменились выступления коллективов из Владимира и Сыктывкара.

«Отсутствие иностранных гостей – это большой минус. Ежегодное участие 3-5 зарубежных команд превращает «Беломор-Буги» в больше чем провинциальный фестиваль, пусть и с многолетней историей. Но и Архангельск готов выдавать первоклассную музыку. За всю историю на «Беломорах» побывало более 400 российских и зарубежных команд, и все показывали очень хороший уровень. Это не балласт, чтобы заполнить время и сделать отметку в истории, что на фестивале выступала группа из условного Зимбабве», – говорит организатор «ББ» Александр Мезенцев.

То, что фестиваль из международного в этом году свернется максимум до всероссийского, стало понятно уже весной. Из списка участников вылетели 5 групп из США, Германии, Норвегии, Польши. Но, к счастью, договоренности удалось перенести на следующий год. Возможно, эти команды мы увидим на следующих «Беломорах».

Сейчас мы пришли к тому, с чего когда-то начинали – замечают «ветераны» рок-тусовки. Раньше культурно-развлекательную жизнь контролировала милиция, которая зарубала на корню любые зачатки веселья. А сейчас – обязательный масочный режим и дистанция в полтора метра, даже если пришел на рок-фестиваль горланить песни и прыгать по танцполу в обнимку с друзьями.

Коронавирус, вернее, связанные с ним ограничения, затронул практически все аспекты повседневной жизни – транспорт, моду, культуру. А как ковид-19 влияет на музыку? «В этом есть свои плюсы, – считает Александр Мезенцев. – Многие музыканты во время карантина засели в студиях или дома с гитарой. Пишутся новые песни, издаются альбомы – это результат того, что музыкантов вернули домой с улиц и офисов, дали возможность остановиться, поразмышлять, открыть для себя что-то новое. Это же здорово – провести 2-3 месяца в таком ритме. Но полгода – это уже перебор! Рок-музыке необходим взаимообмен энергией с публикой. Поэтому главное, чтобы ситуация с закрытыми границами и ограничениями не растянулась надолго».

Видимо, архангельской рок-сцене карантин тоже пошел на пользу – столько качественной и разнообразной музыки всех мастей, что отсутствие столичных и зарубежных команд не особо-то и заметно. Впрочем, для тех, кто следит за местной музыкальной жизнью, в списке участников не слишком много интриги. Это раньше каждый концерт в провинции был на вес золота, а сейчас, когда есть рок-клубы и пара сотен концертов ежегодно, всех «своих» мы уже выучили наизусть. Но собрать их вместе – это же как беспроигрышный новогодний набор из оливье, мандаринов и шампанского!

Одно из новых имен фестиваля – северодвинско-архангельский Nord Bay, cмесь ирландского барно-пивного настроения пополам с русским блюзом. Тексты про повседневность в ее сконцентрированном ядовитом виде дополнены настоящим театральным шоу, в которое музыканты превращают каждое свое выступление. Которое обычно начинается еще до выхода на сцену. Вот по зрительному залу мчатся четверо парней в масках и белых халатах. Кто-то в панике хлопает себя по лицу, проверяя, на месте ли средство индивидуальной защиты – обязательный атрибут для выхода в люди. Но это не внеплановая санитарная инспекция, это музыканты обкатывают сценические костюмы и заодно напоминают публике о противовирусных мерах.

«Почти все мы уже играли на «Беломорах» в разные годы, но таким составом выходим впервые. Припасли для зрителей блюз-панк, несмотря на всю дикость этого сочетания. Хоть мы и на севере, хоть и треска-доска-тоска, но фестиваль же! Тем более рок-фестиваль, поэтому, кроме музыки, должен быть движ!» – вокалист «Норд Бэй» Николай Карнеевич оправдал ожидания и выложился по полной. На сцену музыканты вышли в больничных халатах и зловеще разукрашенных масках, которые вскоре полетели в зал, как и целая россыпь трусов-семейников. К счастью, заранее припасенных в большом пакете, а не снятых со своих обладателей, что называется, в прямом эфире.

«Это лучший фестиваль, на котором мне приходилось бывать, по всем параметрам – музыка, организация, отношение публики. Организовано все просто идеально, грамотно, никаких задержек. Очень порадовало жанровое разнообразие. Не просто металл разных видов, а все что хочешь, от поп-рока и блюза до панка и альтернативы!», – оценил представитель команды I.С. Weiner (Ухта, республика Коми) Евгений Михеев.

Рок-н-ролльная жизнь республики сконцентрирована в Ухте – так сложилось, что большинство команд из Коми зародились именно здесь. С 1991 года в соседнем городке Сосногорске проходит рок-фестиваль «Сосны», который, в отличие от «Беломоров», оказался бессилен перед коронавирусной блокадой. Зато в Архангельск приехал один из его участников – I.С. Weiner.  «Мы умножаем твою грусть» – своим слоганом ребята честно предупреждают о том, что крайний север – не место для жизнеутверждающей лирики. В песне «Мой дом» вокалист Евгений Садыков затронул больную для многих северян тему: «Посвящается всем, кто хочет уехать. Когда тебе уже 32, а ты так до сих пор и не переехал из своего родного города…»

В списках участников фестиваля с 2016 года прочно зацепился «Якорь» из города Онега – пожалуй, еще никому не удавалось выступать на «Бугах» 5 раз подряд. Чем они так цепляют? Наверное, простотой и суровой рок-н-ролльной правдой. В их текстах оживает зловещая сказочная тайга с чертовщиной и вурдалаками, а мрачный дум-метал, чавкая, словно затягивает тебя в трясину. Группу из небольшого городка Архангельской области, которая 4 года назад открывала фестиваль в качестве дебютанта, сейчас встречали как хэдлайнера. А такие овации и просьбы выйти на бис, перед которыми музыканты, конечно, не устояли, доводилось собирать далеко не всем импортным командам.

Фестиваль-2020 дался организаторам особенно тяжело. Если раньше приходилось преодолевать в первую очередь финансовые проблемы, то сейчас к ним прибавились коронавирусные. Но о потраченных усилиях организаторы не жалеют ни секунды. Конечно, из-за ограничительных мер потеряли очень много публики ­– оба фестивальных дня посетили примерно по 200 человек, хотя раньше в среднем было по 500 посетителей ежедневно – зато не потеряли год. Гарант музыкальной стабильности – это точно про «Беломоры».

Оцените материал
(3 голосов)
Последнее изменение Вторник, 13 октября 2020 12:08
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное видео

Последние твиты

Фотогалерея