Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

20160504 071115О проблеме утилизации садового мусора в весенних кострах - начальник группы информационной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области Дмитрий Чистяков, идейный противник весенних травопалов, садовод-любитель.

- Запретить легко, но что делать, когда у нас традиции разведения сезонных костров имеют столетние корни? Все мое детство связано с деревянным домом, вокруг которого был добротный огород и посадки. Ежегодно весной и осенью мы палили костры, и мне, мальчишке, всегда было интересно разжечь костер, подкладывать туда новые порции мусора и потом запечь картошку. Ну, такой вот детский интерес.

Так продолжалось долго, пока не наступила весна 2006 года. В тот год я каждый день звонил коллегам в районы нашей области и узнавал все новые и новые истории, как люди, не желая ничего плохого, жгли сухую траву, дачные костры – а счет сгоревшим домам шел на десятки. Это было ужасно, в моей личной пожарной статистике гибли деревни, историческое наследие... Я с ужасом осознавал, что, например, о старинных северных деревнях в Интернете нет ничего, кроме того, что они сгорели той весной. Просто вся история была обнулена до фразы «Деревня сгорела дотла». Я понял, что ошибался насчет костров, как и мои родители, деды... А как обойтись без костра?

Вскоре я познакомился с концепцией органического земледелия. В этой системе все, что может сгнить – снова возвращается на участок виде перегноя и компоста. Например, сейчас почти никто не косит традиционной косой-стойкой или горбушей, все это делается триммером, мотокосой. Трава при этом измельчается и может быть либо оставлена на участке, либо собрана и отправлена в компост. Как вариант – ее можно рассыпать в междурядья. Можно запарить на солнце в полиэтиленовом мешке или в закрытой емкости, если она имеет в составе семена сорняков. Можно настоять коровяк. Спектр применения очень большой, и все это, заметим, без огня. Вырезали сухие малиновые ветви, обрезали смородину, крыжовник, вишни-яблони? – Порубите топором и заложите в канаву или яму, в самое сырое место. Засыпьте листвой, измельченной травой. Через пару лет это место будет кишеть червями! Или в яму заройте – и посадите сверху куст смородины или сирени, например. Или деревце. Если вырезаете больные ветви, которые нужно сжигать – опять же, топором измельчаем и сжигаем. В бане или в печке.

Лично я для своего хозяйства очень хочу приобрести садовый измельчитель мусора, способный перемолоть в труху даже ветви диаметром в 4 см. Вся эта щепа, труха используется в окультуривании тропинок, закладывается в посадочные ямы, гноится, компостируется, используется в качестве мульчи.
А все, что не может сгнить – отправляем в мусорный контейнер. Таких отходов не так уж и много, кстати. Сжигать полиэтилен, рубероид, пластики, резину – гораздо вреднее, нежели просто отправить это на свалку. Когда-нибудь переработка вторсырья станет у нас обыденностью, я в этом убежден.

Как вариант утилизации гнилых древесных и травянистых остатков – наложить все это слоем в саду, где у вас растут деревья и кустарники. Все остальное сделают грибы, микроорганизмы и насекомые. Под слоем органического мусора начинается такая жизнь! Постепенно перерабатываемый слой органики превращается в плодородный слой, а деревья с такой подпиткой просто оживают. Об опыте «сада на мусоре» я подробно писал в материале про финна-садовода, живущего в Архангельске.

Я хочу отметить, что садоводство для Севера – очень перспективное направление. Энтузиасты получают урожаи яблок, груш, вишни, черешни даже в условиях широты Архангельска. И это не так уж и дорого, тем более периодически устраиваются ярмарки для садоводов, акции, скидки на саженцы. Сад требует, конечно, усилий, но результатом будет повышение качества жизни. Когда вокруг вас красота, то хочется привести ей в соответствие все остальное. Тогда не будет этих зарослей лопухов, крапивы и борщевика. Не будет подушки из жухлой травы вперемешку с окурками и бутылками. Вы просто не сможете жить по-другому!

И вот тогда вы берете мангал, устраиваетесь на своей рукотворной зеленой лужайке – и жарите шашлыки в собственном саду. Вот к этому нужно стремиться, а не сжигать сухую траву вместе с собственным домом.

В качестве доказательства – примеры из собранных мной 10 лет назад пожарных историй.

Деревни, уничтоженные в "травяных пожарах" в разные годы

Весной 2006 года поджоги травы только в Архангельской области привели к уничтожению почти 200 жилых домов и дач. В тот год горели целые деревни. В старинной деревне Кальи в Виноградовском районе 30 апреля в тот год сгорели 17 дворов, старинная церковь и колокольня. Огнем была уничтожена нежилая деревня Большие Шаманы в Красноборском районе. Шиловская в Шенкурском, где пожарным удалось отстоять лишь один дом из 15. Петраково в Устьянском - сгинули более 20 дворов. Деревни Головковская и Теплухинская в Вельском районе. Сразу три деревни подряд - Никитинская, Никулинская и Черноовраговская сгорели в МО "Тимошинское" Верхнетоемского района. Там вообще все началось с... окурка. Рыбак, бросивший походя окурок, прошел каких-то 50 метров, когда началось настоящее бедствие. Подушка из сухой травы полыхала уже так, что остановить этот процесс было невозможно. Деревенские столетние избы на угоре, куда почти молниеносно добрался огонь, вспыхивали как коробки спичек один за другим. Огонь пощадил лишь те дворы, которые были обкошены. А 19 дворов за несколько часов было стерто с лица земли. Едва отстояли соседний лес. 7 мая 2003 года стало черным для деревни Демино в Вилегодском районе - сгорело шесть домов из восьми. Лишь пепелище осталось от нежилой деревни Астафьево в Каргопольском районе 16 мая 2010 года.

На фото: фрагменты сада Дмитрия Чистякова в Архангельске, выращенного при использовании методов органического земледелия

Оцените материал
(0 голосов)
Последнее изменение Пятница, 06 мая 2016 14:30
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное видео

Последние твиты

Фотогалерея