Так, можно вспомнить авиакатастрофу 21 февраля 2001 г. под Катунино (Приморский район Архангельской области), когда спасателям в сложнейших условиях удалось вытащить из-под обломков нескольких выживших. Тогда разбился самолет «АН-26», 17 человек из 20 находившихся на борту погибли. Самолет упал в двух километрах от взлетно-посадочной полосы, и до места трагедии спасателям пришлось добираться пешком, по пояс в снегу. И без того непростую ситуацию усугублял ветер и мороз за 30. Счет времени шел даже не на минуты – на секунды: самолет с пробитым бензобаком мог вспыхнуть в любой момент, погубив и тех, кто выжил при падении, и спасателей – их форма была с ног до головы пропитана керосином. К тому же «Аннушка» была настолько покорежена при падении, что спасатели не надеялись найти живых, однако грамотно организованная и проведенная в кратчайшие сроки спасательная операция позволила спасти троих человек.
Авиапроисшествия, к счастью, случаются крайне редко, но к ним нужно быть готовыми. Поэтому как минимум раз в год архангельские спасатели и пожарные проводят пожарно-тактические занятия в аэропорту «Архангельск». Такие учения там прошли и накануне.
Участие в ликвидации условного происшествия приняли пожарные СПАСОП (службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта «Архангельск»), пожарные 3 отряда ФПС ГУ МЧС России по Архангельской области и спасатели Архангельской областной службы спасения.
Задача – отработать действия по эвакуации людей при вынужденной посадке воздушного судна. Под вынужденной посадкой подразумевается приземление не на взлетно-посадочную полосу, а на шоссе, поле, лед и другие не предназначенные для этого поверхности. Родь аварийного судна исполнил специальный самолет-тренажер «Boeing 737».
В случае пожара в аэропорту будет использоваться в первую очередь ведомственная техника, которая находится на балансе аэропорта. Это две тяжелых авиационных автоцистерны «МАЗ Ураган», которые вмещают 12 тонн воды и одну тонну пенообразователя, а также «ЗИЛ 131», который выезжает на тушение и в пос. Талаги, на территории которого находится аэропорт. В случае ЧП авиационным пожарным расчетам дается 3 минуты на то, чтобы прибыть в любую точку аэропорта.
Были отработаны два сценария - возгорание центрального шасси и пожар в кабине пилота. Иллюминаторы наглухо заклеили и впустили искусственный глицериновый дым, чтобы создать ощущение задымленности и нулевой видимости в салоне самолета. Цель спасателей - найти 7 пострадавших-статистов и один манекен, заблокированный в туалете и обозначающий погибшего человека. Эвакуировать пострадавших пришлось разными способами - и через основной выход, и через аварийный, на крыло. Т.к. надувной трап, по сценарию, не сработал, для эвакуации использовалось пожарно-техническое вооружение, в первую очередь трехколенные лестницы.
Для поиска людей в задымленном салоне самолета использовали тепловизор – прибор, позволяющий найти как скрытый очаг пожара, так и живых людей. Тепловизор позволяет увидеть пострадавших даже в полностью задымленном помещении. Это сокращает время поиска людей в несколько раз! Но на погибших людей прибор никак не реагирует.
Еще одна вещь, незаменимая при «самолетном» пожаре – стропорез. Это специальный нож, предназначенный для разрезания ремней безопасности, чтобы освободить пострадавших. Стропорез нашел широкое применение не только на авиационных происшествиях, но и на ДТП, где его также используют для разрезания автомобильных ремней безопасности.
«Основные проблемы при тушении пожара в самолете – это работа в тяжелой амуниции в крайне стесненных условиях, технические сложности с попаданием в самолет и эвакуацией пострадавших, огромное количество топлива на борту. Самолет, как и автомобиль, выгорает очень быстро – минут за 5-10. За это время нужно успеть эвакуировать людей, иначе спасать будет некого. Дома тушить проще. Прежде, чем открыть двери самолета, нужно подготовить пути эвакуации, ведь все пассажиры будут стремиться к выходу, возникнет давка. Высота от двери самолета до земли - 3-4 м. Хорошо, когда есть надувной трап, а если он не сработает? А массовая эвакуация по трехколенным лестницам довольно затруднительна», - рассказал об особенностях работы на авиационных происшествиях начальник дежурной смены службы пожаротушения 3 ОФПС Евгений Баранов.
Методы спасения людей с учетом специфики авиационного происшествия были успешно отработаны. Организаторы учений оценили проведенную эвакуацию положительно, всех условных пострадавших удалось спасти.
https://arh112.ru/novosti/slujba-112/1428-spasti-lyudej-iz-goryashchego-samoleta-v-aeroportu-arkhangelska-proshli-pozharno-takticheskie-zanyatiya#sigProId1ef799f012