Всего в регионе расположено 111 особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), из них федерального значения – 8, регионального – 99, местного – 9, их совокупная площадь занимает пятую часть территории Архангельской области.
Вследствие недостаточного финансирования и организационных просчетов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области из 99 региональных ООПТ на кадастровый учет поставлено лишь 8, в 56 утверждены положения, регламентирующие их режим функционирования, в 36 установлены аншлаги и охранные зоны. По этим же причинам отсутствуют правоустанавливающие документы, не поставлены на кадастровый учет 5 парков местного значения, расположенных в Ленском районе.
Практически не ведется работа Министерства по отнесению лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, к категории защитных и особо защитных, соответствующие предложения в Рослесхоз не направляются.
Органами государственной власти и местного самоуправления не в полной мере осуществляются проверки целевого использования земель природных комплексов, не всегда выявляются нарушения закона, что требовало прокурорского вмешательства. Пресечены факты необоснованной выдачи разрешений на строительство жилых домов без согласования с уполномоченными органами.
Меры прокурорского реагирования приняты в связи с длительным непроведением дирекциями федеральных национальных парков лесоустройства природных комплексов, неразработкой лесохозяйственных регламентов, созданных в их границах, лесничеств, непринятием мер по сносу самовольно возведенных строений.
Ввиду отсутствия схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий и непринятия Министерством природных ресурсов и ЛПК области мер по рациональному использованию имеющихся природных ресурсов, в том числе созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе только 5 % от их общей площади предоставлено в аренду хозяйствующим субъектам для ведения охотничьего хозяйства. Это также не позволяет в полном объеме обеспечить комплекс охранно-защитных мероприятий по пресечению браконьерства, регулирование численности объектов охоты в целях предотвращения причинения ими вреда здоровью населения и порчи имущества.
Прокурорами в деятельности охотпользователей вскрыты нарушения закона в части необустройства мест содержания животных, выдачи гражданам разрешений на добычу объектов охоты в большем количестве, чем предусмотрено лимитом.
Имеются недостатки и в деятельности правоохранительных органов, которыми преступления, предусмотренные ст. 256, 257, 258, 258.1 УК РФ, выявляются от случая к случаю, а по находящимся в производстве уголовным делам меры к аресту орудий совершения преступления для обеспечения возмещения причиненного государству ущерба в полном объеме не принимаются.
В решительном усилении нуждается влияние прокурорского надзора на укрепление законности в сфере исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, сохранении, использовании объектов животного мира и среды их обитания, в том числе за счет принятия дополнительных мер, направленных на повышение уровня взаимодействия правоохранительных и контролирующих структур.
На заседании коллегии определены меры по укреплению законности и правопорядка в указанной сфере, в числе которых механизмы пресечения совершения преступлений, связанных с незаконной охотой и выловом водных биологических ресурсов, привлечения виновных лиц к ответственности, а также реального взыскания причиненного государству ущерба.