Федеральный законодатель установил порядок защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, в рамках уголовного судопроизводства посредством предъявления и рассмотрения гражданского иска в уголовном деле.
Любое преступление против собственности посягает не только на имущественные права потерпевшего, но и на достоинство личности и тем самым может причинять потерпевшему моральный вред, о чем высказался в постановлении от 26.10.2021 № 45-П Конституционный Суд Российской Федерации.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации 23.05.2023 по жалобе потерпевшего отменила решения нижестоящих судов, которыми его исковые требования о взыскании в счет компенсации морального вреда денежных средств с осуждённого за совершение мошенничества оставлены без удовлетворения.
Проверочная инстанция указала, что действующее законодательство не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда (физические или нравственные страдания) лицу, которому такой вред был причинен в результате преступления, в силу одного лишь факта отнесения данного деяния к посягающим на имущественные права.
Таким образом, если вред причинен в результате преступлений против собственности, то потерпевший вправе заявить иск о компенсации морального вреда с виновного лица с приведением в исковом заявлении доводов о понесенных нравственных страданиях вследствие лишения имущества, его (имущества) значимости, негативных последствиях утраты для здоровья, поскольку любые требования должны иметь соответствующее обоснование.
Выводы суда проверочной инстанции от 23.05.2023 согласуются с правовой позицией, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» и направленной на защиту достоинства личности как конституционно значимой ценности.»