Ранее уголовная ответственность за незаконный оборот спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности, наступала по общей норме – ст. 238 УК РФ.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, изложенных в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 25.06.2019 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации», оборот спиртосодержащих жидкостей пищевого назначения, в состав которых входил метанол, в концентрациях, не опасных для жизни и здоровья человека, надлежало расценивать как административный проступок, а не как уголовно-наказуемое деяние, квалифицированное ст. 238 УК РФ.
С принятием указанного закона реализация жидкости, содержащей метанол в любой концентрации, под видом алкогольной продукции является преступлением, максимальное наказание за которое при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 2342 УК РФ) предусматривает лишение свободы до 4 лет.
То же деяние, совершенное группой лиц, организованной группой либо с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти (ч. 2 ст. 2342 УК РФ) наказывается принудительными работами до 5 лет либо лишением свободы до 6 лет со штрафом до 700 тысяч рублей, а в случае причинения смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 2342 УК РФ) – лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей и ограничением свободы до 2 лет или без таковых.
Указанные изменения направлены на усиление борьбы с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции.