Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Инспекторы ГИМС: умение плавать мало влияет на выживание при выпадении за борт

Что происходит с человеком за бортом. Почему в воде замерзание наступает быстро? Как ветер и волны влияют на выживаемость в воде? Для чего спасжилету крепкие кольца и ремни? Как спасти тонущего с яхты? Каким должен быть идеальный спасжилет? – На эти и другие вопросы дают разъяснения профессионалы.

 

31 июля спасателям пришла информация о том, что в р-не ж/д моста г. Архангельска шел катер, на борту которого находились 4 человека. Из лодки выпала женщина (по другой информации – нырнула в воду, чтобы искупаться), стала тонуть, за ней прыгнул мужчина, оба они утонули. При этом спасатели обратили внимание на ведущий фактор, который привёл к гибели: люди были без спасжилетов. Впрочем, и на двух других участниках речной прогулки спасжилетов не было.
С начала навигации инспекторами ГИМС в Архангельской области привлечены к административной ответственности по ст.11.10 КоАП РФ «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов» привлечены 220 судовладельцев. Штраф за данное правонарушение от 300 до 500 рублей. Не много, но за отсутствие спасжилета вода выносит приговор гораздо более суровый, нежели инспекторы.
Вода — это дружественная в определенных условиях стихия для человека, но не его среда обитания. Попав в воду, он может замерзнуть, захлебнуться, утонуть. Печальная статистика доказывает эти факты. Все, кто отправляется на водоем на плавательных средствах, должны обеспечить свою безопасность. На любом судне, в том числе маломерном, должны находиться спасательные жилеты, равные по количеству числа пассажиров. При этом они должны быть надеты, а не лежать просто в лодке или катере.
В соответствии с п. 8 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Архангельской области судоводитель маломерного судна обязан использовать маломерное судно, длина которого менее 10 метров, только при условии, когда на всех людях, находящихся на судне, надеты спасательные жилеты, а на детях до 14 лет спасательные жилеты должны быть надеты независимо от длины судна.
А зачем спасжилет вообще нужен?
- Вопрос далеко не наивный. И он не так однозначен, как простое «держать на воде».
1. Не дать утонуть тем, кто не умеет плавать или плавает плохо или устал или замерз или потерял сознание или хлебнул воды при падении.
Человек тонет достаточно быстро, а процесс спасения человека из воды даже у опытных яхтсменов занимает десятки минут в очень спокойной воде
Иногда бывает просто нереально самим вытащить пострадавшего, и тогда вся надежда лишь на спасателей. Но сколько же им понадобится времени, что бы добраться и приступить? О получасе разговора нет даже в идеальном случае!
Но не это главное. До сказанного выше может дело просто не дойти, если не:
2. Перевернуть и поддерживать в воде человека, ослабевшего или потерявшего сознание лицом вверх.
Конечно, никто не собирается терять сознание при падении в воду. Все, в общем-то, планируют выпасть аккуратно, а вернее не выпадать совсем. Но, от удара ли или от стресса потеря сознания все же случается. И если мгновенно человека не перевернуть лицом вверх, то дальше спасжилет ему навряд ли уже поможет.
Далеко не все спасжилеты справляются с этой задачей.
Более того, даже не перед всеми спасжилетами такая задача стоит.
3. Поднять голову (дыхательные органы) выпавшего за борт выше, над уровнем волн, что бы он мог дышать воздухом, а не водой.
Статистика показывает, что выпавшие за борт люди, как правило, захлебываются водой, попадающей в нос и рот раньше, чем замерзают. Считается, что даже при силе ветра 4 по Бофорту человек, находящийся в воде без спасжилета, достаточно быстро теряет силы на попытки поднять голову выше волн, для вдоха воздуха, а при силе ветра 5 по Бофорту ему это даже и не удается.
4. Сохранить силы и температуру тела выпавшего за борт, обеспечив его плавучесть без необходимости совершать движения.
Человек замерзает в воде в 27 раз быстрее, чем на воздухе (представьте себе, что вы стоите неподвижно 60 минут при температуре 18°C — это как 2 минуты в такой же воде)! Причем, замерзает он достаточно быстро при любой температуре воды, меньшей 32°C (если человек в воде сжался в комочек, обхватив руками ноги ниже колен и не двигается) и меньшей 36°C, если пытается двигаться в воде. А так как процесс спасения, как отмечено выше, не быстрый, то время замерзнуть у него определенно найдется.
Вместе с замерзанием приходит усталость, сонливость и потеря сознания. Жертвы переохлаждения впадают в ступор, если температура их тела снижается до отметки 32,2°C, большинство теряют сознание при 29,5°C.
Соответственно, ни о какой активной поддержке себя на плаву, после даже небольшой потери тепла уже не может быть и речи. Да и, как отмечено выше, любые активные движения в воде приводят к ускорению замерзания.
Таким образом, становится понятно, что умение плавать на шанс выживания выпавшего за борт человека влияет мало, а усталость и замерзание — грозит любому, вне зависимости от его физической и спортивной формы, а также количества уже пройденных миль.
5. Сделать так, чтобы выпавший за борт был хорошо виден в светлое и темное время.
Помните, что выпавший за борт становится «невидимкой» очень быстро, ведь видно лишь верхнюю часть головы человека, и она по цвету сливается с водой! То есть главное это — найти, а уж спасти — это второе дело! В нашем случае — не потерять тонущего!
Спасжилет большой и яркий, и хорошо виден днем. Он обклеен светоотражающими наклейками и имеет встроенную лампочку, что обеспечивает хоть какой-то шанс быть увиденным ночью.
6. Обеспечить возможность зацепить выпавшего за борт при его подъеме на палубу.
Рассчитывать, что он сможет вылезти сам по лесенке для купания не стоит: во-первых, он устал и не сможет физически, во-вторых, волны будут либо затягивать его под корму и бить головой о днище яхты, либо бить о корму и отбрасывать назад, в-третьих, под кормой работающий винт (а как вы собираетесь удерживаться на месте?), в-четвертых, поднимать переохлажденного человека необходимо горизонтально, дабы уберечь его от смерти уже после спасения.
К сожалению, на теле человека нет ни естественных крючков, ни колец, за которые человека за бортом можно было бы зацепить с яхты. Зато такую возможность предоставляет современный спасжилет — ведь он имеет встроенные кольца и крепко сидит на теле человека, при этом не сковывая движений.
Таким образом, можно сформулировать требования к идеальному спасжилету:
Не давать человеку утонуть — поддерживать его тело в воде;
В воде переворачивать человека лицом вверх;
Максимально поднять голову человека над водой;
Не сковывать движений;
Обеспечивать улучшение видимости человека в воде днем и ночью;
Обеспечивать возможность зацепить человека за спасжилет, который, в свою очередь надежно закреплен на человеке.
Необходимо для себя уяснить каждому судоводителю и пассажиру маломерного судна, что спасательный жилет это зачастую единственный шанс выжить при аварийной ситуации на воде.
Изделие, именуемое спасательный жилет, в России разделяются на два вида:
- спасательный жилет
- жилет плавающий или страховочный.
Спасательный жилет должен удовлетворять основным параметрам:
-соответствующей положительной плавучести (20 и 9 кг в зависимости от размера)
-прочности поясного ремня (не менее 320 и 240 кг на разрыв)
-способность поддерживать органы дыхания в 12 см над поверхностью воды
-наличие светоотражающих элементов, поискового огня и яркой окраски.
В России характеристики спасжилетов регламентирует ГОСТ – 22336-77.

Оцените материал
(0 голосов)
Последнее изменение Четверг, 02 августа 2018 15:20
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное видео

Последние твиты

Фотогалерея