Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Как и чем спасать людей в Арктике: диалог профессионалов в С(А)ФУ

IMG 2054Сегодня состоялся обстоятельный разговор о развитии системы обеспечения безопасности в Арктической зоне Северо-западного федерального округа Российской Федерации в научной библиотеке Северного (Арктического) федерального университета в рамках 4-го международного форума «Арктические проекты - сегодня и завтра».

Проводит форум ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» совместно с правительством Архангельской области.

За круглым столом были собраны в основном практики в деле спасения и представители отраслей, так или иначе связанных с арктическими проектами, спасатели, представители морских спасцентров, 2-го Объединенного авиаотряда, Северного морского пароходства, проектировщики нефтегазовых платформ и др. Поэтому каждый доклад был наполнен не благопожеланиями, а конкретикой и отчетом о том, что сделано в том или ином направлении. Очень много было рассказано о конкретных спасательных операциях, а это – почти 4 тысячи спасенных только в морской зоне СЗФО за 9 лет, с 2007 по 2015 г.г.! Были обстоятельные доклады о технике, которая используется и планируется к поставке в дальнейшем, о самых смелых технических концептах, которые представили сотрудники Академии государственной противопожарной службы и гражданской защиты МЧС России. Но, что самое важное, участники не стесняясь говорили о проблемах, которые мешают развитию спасательного дела в арктической зоне.

Основные проблемы, которые озвучили участники, касались скорости реагирования и взаимодействия ведомств. Так, например, морские радиочастоты, частоты авиаторов и спасателей различны, что не дает возможности создавать единое информационное поле во время ведения спасательных операций. И это вовсе не мелочь, согласованность команд и скорость прохождения сигналов – это азы и основа любого спасения. Антон Колмыков, руководитель отряда пловцов-спасателей Архангельской областной службы спасения им. И.А. Поливаного в своем докладе упомянул высокую цену на средства спасения. Например, специальной вертолетной корзины, которую служба в свое время купила в США. Сегодня такая покупка уже невозможна – слишком дорого. Но альтернативы нет. Да и слишком опасно использовать что-то новое, «необкатанное» - в спасоперациях можно все загубить одной неотработанной или непредвиденной ошибкой. Опыт показывает, что важна и слетанность экипажей, и экипировка, и подготовка.

- Попав воду, люди, даже в гидрокостюмах, погибают очень быстро, в течение 10 минут по простой причине – разрыв сердца, - считает Петр Гарасун, начальник морского спасательно-координационного центра г.Мурманска. – Получается 100-% ожог тела.

Гибель в море, отметил Гарасун, происходит все-таки редко. В основном получается спасти терпящих бедствие. При этом Гарасун отметил большую роль Королевства Норвегия: благодаря партнерству с норвежскими спасателями удается повысить эффективность спасопераций. Вообще, опыт норвежцев ценится российскими профессионалами спасения очень высоко, программам сотрудничества был посвящен большой доклад Светланы Кузнецовой (Архангельская областная служба спасения).

Основным средством спасения на сегодня следует признать использование вертолетов: именно это средство спасения способно быстрее и эффективнее других оказать помощь терпящим бедствие людям в среде, которая убивает даже подготовленных людей очень быстро. При этом отечественный МИ-8 имеет эффективную дальность полета до места происшествия довольно небольшую – 350 км, что, конечно, в масштабах арктической зоны – величина малая. Почему так мало? – 350 туда, столько же обратно, и 20 минут в воздухе на время проведения собственно спасоперации. А потому встает вопрос: нужны точки дозаправки, чтобы повысить эффективность использования вертолетов. В противном случае приходится быть зависимыми от партнеров-норвежцев, чьи вертолеты и спасательные экипажи уже не раз приходили на помощь в территориальных водах Российской Федерации.

А потому профессионалы спорили между собой, допустимо или нет использовать, например, ледоколы, в качестве площадок подскока для вертолетов? При такой возможности дальность лета МИ-8 сразу увеличится в два раза! И спорили, и доказывали друг другу, что дело лишь в препонах инструкций, а практический опыт такого симбиоза вертолетчиков и мореплавателей успешно был реализован еще в советские времена. Как, кстати, использование и пловцов-спасателей, которое в Советской Армии практиковалось еще в начале 80-х.

Но проблемы есть не только на море, но и на суше. Можно по-разному относиться к теории глобального потепления, но факты говорят за себя: льды отступают. Об этом в своем докладе говорил врио заместителя начальника Главного управления МЧС России по Архангельской области по государственной противопожарной службе Виктор Личков.

- Оттаивание мерзлых пород в перспективе приведет к росту числа техногенных чрезвычайных ситуаций из-за обрушения зданий и сооружений, повреждения коммуникаций, - рассказал Виктор Личков. - Ожидается, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2 градуса Цельсия, несущая способность свайных фундаментов сократится на 50%.

Есть и опасности, связанные с событиями 50-60-летней давности:

- Опасность радиационного загрязнения в Арктической зоне может возникнуть в связи с затоплением в 50-60 годах прошлого столетия в Баренцевом и Карском морях радиоактивных отходов, функционированием Кольской и Билибинской АЭС, - отметил Личков.

Завершая работу тематического форума, его модератор Александр Уваров, руководитель Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области подытожил:

- Говоря о спасении в арктической зоне, мы упираемся в некоторые несоответствия нормативной базы, которая бы могла четко, конкретно и ясно определять, в каких случаях и каким образом мы можем действовать так, чтобы они были и максимально эффективными, и чтобы для тех, кто принимает решение, не наступало негативных последствий. В рамках нашей сессии считаю правильным обозначить эти проблемы и сделать предложение о создании рабочей группы по разработке стандартов безопасности всех участников наших арктических зон. Работа большая, и если ее не начать сейчас, мы долго не получим жизненно необходимых нормативных документов. Центром разработки должна быть Архангельская область, в частности, Северное морское пароходство.

Оцените материал
(0 голосов)
Последнее изменение Пятница, 21 октября 2016 19:52
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное видео

Последние твиты

Фотогалерея