Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация

Поля со звёздочкой (*) обязательно должны быть заполнены.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

В Архангельской области около пяти тысяч слабослышащих людей с рождения, используют язык жестов около тысячи. Многие задаются вопросом: как эти люди социализируются, а именно – просят о помощи.

Для спасателей обязательное знание языков требуется только при аттестации на первый класс (один из самых высоких в спасательской квалификации) - необходимо пройти тест по английскому языку. В случае работы с инвалидами по зрению особых проблем не возникает: они не видят, но могут позвонить или позвать на помощь. Но как наладить контакт между спасателем и глухим пострадавшим?

В 2014 году был создан проект «Поющие руки», в котором спасатели учились азам языка жестов. Председатель Архангельского отделения Общероссийской общественной организации инвалидов « Всероссийского общества глухих» Николай Мякшин рассказал об особенностях социализации глухих людей:

«Носителем языка являются глухие с рождения люди. Они стараются использовать собственные ресурсы: обучены считывать информацию с губ, умеют пользоваться смс-сообщениями, Интернетом. У нас пока нет возможности позвонить на единый номер в случае чрезвычайных ситуаций. В основном созваниваются через родственников или специалистов с помощью СМС-сообщений. Прямых контактов между глухими людьми и службами экстренного регулирования обычно не возникает.

Вообще, очень важно, чтобы скорая, пожарные, полиция вводили язык жестов. К сожалению, не все идут на такой шаг, но глухим людям было бы легче социализироваться. Язык специфический, не все могут его освоить. Но если есть желание и, чаще всего, необходимость, то научиться можно».

Спасатель Архангельской областной смлужбы спаесния им. И.А. Поливаного Антон Колмыков прошел обучение азам языка жестов и поделился собственными впечатлениями спустя четыре года после окончания проекта «Поющие руки»:

- Если сейчас меня попросить поговорить с глухим человеком, то я вряд ли смогу общаться свободно, но базовые команды вспомню без труда. Без практики и повторений забывается любой язык. Благодаря программе я научился лучше понимать мировоззрение и чувства таких людей.

В обучении языку жестов необычно все. Понимаешь, что это другая система коммуникации, основанная на жестах и символических образах. Если не можешь показать слово или понятие полностью, можно проговорить некоторые нюансы с помощью букв. Это интересно. Мы изучали азы и основные термины, которые могут пригодиться для работы: числительные, алфавит, как поздороваться, наладить контакт и узнать состояние человека. Когда занимались в группе, получалось здорово. Думаю, что в рабочей ситуации, очутившись в такой языковой среде, не растеряюсь.

- Насколько эффективен проект, на Ваш взгляд?

- Вообще, эффективность проекта в нашем регионе оценить трудно. Как показывает статистика, большой надобности в языке жестов нет. За 4 года на моих сменах ни разу не попадались глухие или слабослышащие пострадавшие.

- Возможно, из-за того, что такие люди более тщательно следят за безопасностью, просчитывают наперед риски и всегда могут позвонить и попросить помощь близких. Но даже если глухой человек обратится к нам, то всегда получит помощь, а мы сможем найти общий контакт.

- Есть ли какие-нибудь особенности спасения глухих людей?

- Конечно. Вначале необходимо наладить контакт с человеком, которого можешь не понять. Они, наоборот, поймут – прочтут по губам. Главное в этом случае – четко проговаривать слова. Если человек видит лицо спасателя, то может сориентироваться и понять указания даже лучше других людей.

- Если брать угрожающие жизни состояния, то здесь задания перед спасателями те же: оградить от поражающих факторов и вывести в безопасную зону. Другое дело, если приходится достаточно долго поддерживать контакт с глухим пострадавшим. На простейшей коммуникационной системе с ним без труда можно договориться: «да» / «нет», «опасно» / «не опасно» - это легко понять. Но, если нужно общаться дальше, тут нужно учитывать некоторые психологические особенности. Мы, как правило, находимся с пострадавшими в очень коротком контакте и это скорее дополнительные к работе знания.

- Барьера между глухими и слышащими людьми нет. Нужно только понимать, что глухие люди живут несколько в своем мире. Это важно учитывать. Были случаи, когда мы помогали слепым людям. Но с ними работать не сложнее, чем со зрячими: о помощи просят сами, откликаются на команды, легко поддерживают контакт.

- Однажды удивила приспособленность слепого мужчины: ему стало плохо, на помощь вызвал спасателей. Трудность заключалась в том, как попасть внутрь. Окна заколочены фанерой, на дверях поставлена необычная самодельная система замков: когда дверь закрывалась, сзади подпиралась замком и для того, чтобы открыть ее, нужно было дернуть за веревку. В такие моменты начинаешь понимать, как устроен мир людей с инвалидностью, как они приспосабливаются к жизни.

Сметанина Анастасия

Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Последние твиты

Пенсионер, пропавший в дельте Северной Двины, вернулся домой https://t.co/aXNZYT7SUd
Неисправное зарядное устройство уничтожило новый гараж с автомобилем https://t.co/OSh3gAGi6W
В Новом поселке горел трехэтажный коттедж https://t.co/hUAM2EJG4a
Follow arh112 on Twitter

Фотогалерея

Добровольцы удаленной деревни Патракеевка справились с очередным пожаром

В Котласе горел склад строительных материалов

Специализированная пожарно-спасательная часть им. В.М. Петрова (Архангельск) признана лучшей в МЧС России

В результате «дачного» пожара погиб мужчина

На трассе под Котласом столкнулись два грузовика

Крепкий тыл – уверенность в бою

Рыбалка – под контролем спасателей

Из-за технического сбоя в Новодвинске сгорел «ПАЗ». Пострадавших нет