Курс состоит из четырех обучающих занятий, на которых специалистам рассказывают об особенностях работы психолога в зоне ЧС, в пунктах временного размещения, на горячей линии, рассказывают, как следить за собственным психологическим здоровьем в морально тяжелых ситуациях. Да, сотрудникам психологической службы тоже может понадобиться помощь "себе подобных". Кричать, топать ногами и бить подушку – это вовсе не описание диагноза пациента психдиспансера, а зачастую необходимый элемент психологической разгрузки после работы на происшествии.
На занятиях в МЧС в этот раз побывали 19 человек – среди них и опытные психологи, и новички, едва получившие диплом. Один из молодых специалистов – медицинский психолог отделения дневного стационара Архангельского психоневрологического диспансера Мария Хватаева, выпускница факультета клинической психологии Северного государственного медицинского университета.
- Мне всегда хотелось помогать людям, поэтому я и выбрала эту профессию. Многое из того, что услышали на занятиях, мы разбирали на лекциях в университете. В теории я это понимаю хорошо, но слабо представляю, как это может быть на практике, на происшествиях. У нас на работе, конечно, нет эффекта внезапности и мощного стрессового воздействия, характерного для катастроф. - рассказывает Мария.
- Я занимаюсь диагностикой и консультированием пациентов. Самый сложный случай на моей практике был всего через месяц после трудоустройства. Суицидент – молодой человек, подверженный риску суицида из-за несчастной любви и проблем с родителями. Моей задачей было разговорить его, дать ему открыться, выговориться, поплакать и в итоге убедить лечь в стационар. Разговаривали с ним 4,5 часа. После таких острых случаев устаешь психологически, нужно внимательно следить за собственным состоянием. – считает молодой психолог.
Рассказывает Екатерина Бусина, старший психолог-инспектор отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения ГУ МЧС России по Архангельской области.
- Это обязательное обучение для психологов РСЧС (единой системы реагирования на ЧС), которые включены в перечень для привлечения по оказанию экстренной психологической помощи совместно с нами. Здесь присутствуют все 3 организации, которые включены в этот перечень. Такие встречи мы проводим как минимум раз в два года. Как правило, мы привлекаем коллег для работы в пунктах временного размещения (как, например, было во время приезда беженцев с Украины в 2014 году) и на горячей линии. Для работы в зоне ЧС им нужно наше сопровождение.
- Все мы используем в работе одни и те же методы, но «обычные» психологи работают по определенному графику, в спокойной кабинетной атмосфере, поэтому выезд на место происшествия может обернуться стрессом для них самих. Психологи МЧС, как правило, оказывают экстренную психологическую помощь непосредственно на месте происшествия, а затем уже пострадавшие обращаются за длительной помощью в лечебные учреждения. Наша задача – подготовить коллег к оперативной работе, чтобы они также были способны оказывать экстренную помощь.
- Учитывая то, что психологи могут привлекаться в нерабочее время, их очень волнует порядок привлечения к ненормированной работе. Мы пытаемся разработать соглашение с Министерством труда, чтобы адаптировать схему привлечения психологов медучреждений к нашим местным реалиям.